Основные характеристики бас-гитары

bassЭлектрическую бас-гитару хотя и можно назвать относительно молодым инструментом, но она уже достаточно прочно обосновалась в большинстве стилей современной музыки.
Ее появление нельзя назвать случайным. Для этого были определенные условия. Звук гитары, которая была электрифицирована ранее, был и так достаточно громким и выделяющимся. Да и ударные имели достаточно мощное звучание. Чтобы басовый тембр звучал достаточно громко и насыщенно в общем звучании, акустический инструмент должен бы иметь большую площадь поверхности деки, как например, у контрабаса. Но этот инструмент, хоть и обладает достаточно стильным внешним видом и звучанием и является неотъемлемой частью некоторых музыкальных стилей (рокабилли и сайкобилли), но имеет достаточно большие габариты, чего создатели нового инструмента, вероятно, пытались избежать. Область применения акустической бас-гитары достаточно узкая, и ее все равно приходится подзвучивать или при помощи микрофона, или при помощи встроенного звукоснимателя.
Реальным прорывом стал Fender Precision Bass, представленный в 1951 году (хотя можно предположить, что это была далеко не первая попытка создать электрический бас). Этот инструмент стал первой удачной цельнокорпусной (solidbody) электрической бас-гитарой, до сих пор этот инструмент производится в почти неизмененном виде, а схожесть с ней в тех или иных характеристиках можно отследить практически в каждом современном басе. Создание этого инструмента стало лишь началом в процессе эволюции эклектических бас-гитар. Существует огромное количество клонов уже существующих моделей, на современном музыкальном рынке время от времени появляются новые оригинальные инструменты. Главным свидетельством развития инструмента является многообразия конструкций. Но не меньше разнообразия можно наблюдать и в исполнительской технике. Но давайте для начала разберемся в некоторых аспектах анатомии современной электрической бас-гитары.

Конструкция инструмента
Существует много различий в конструкции бас-гитар, но самым очевидным является способ крепления грифа. Различают привинченный гриф (bolt-on), сквозной (neck-through), намного реже встречается вклеенный (set). Привинченный гриф заканчивается вместе с накладкой грифа или иногда продлевается еще немного глубже в корпус. Крепление производится через притягивание плоской пятки грифа к плоской площадке, утопленной в корпусе, при помощи шурупов. Отличие вклеенного грифа состоит в наличии шипа, который иногда имеет сложный профиль, продолжающегося в корпусе. Длина этого шипа может достигать почти трех четвертей длины инструмента. Сквозной гриф проходит под звукоснимателями и струнодержателем сквозь весь корпус.
Конструкция инструмента имеет непосредственное влияние на его звучание. Но это далеко не единственный фактор. Существует еще много других, не менее важных нюансов, отображающихся на звуке инструмента.

Законы физики работают абсолютно везде. Вот и музыкальная сфера не является исключением. Так вот, с точки зрения физики, существует ряд параметров, которые определяют работу струнного инструмента, в нашем случае это бас-гитара. Измерять эти параметры можно только в лабораторных условиях. Для большинства людей уловить связь между конструктивными решениями и физическими параметрами очень и очень сложно. Да и многие производители музыкальных инструментов не удосуживаются разобраться в этом вопросе. Но как непонятные большинству лабораторные измерения, так и привычная субъективная оценка инструмента говорят об одном: оценивать бас-гитару стоит в первую очередь по таким критериям, как подчеркнутая разборчивость, артикулированность или мягкость его звучания, сустейн и его равномерность «по всему грифу» (это же касается и тембра), а также удобство игры.
Каждое конструктивное решение отличается определенными очевидными свойствами. Так, привинченный гриф имеет лучшую ремонтопригодность, кроме того можно регулировать его угол относительно корпуса. Достоинством сквозного грифа в удобстве является доступ к верхним ладам, и это очевидно, но это преимущество едва ли можно назвать необходимостью.
Вклеенные грифы находятся на промежуточной позиции между сквозными и привинченными во всех отношениях при условии, что вклейка проведена качественно. Это не так просто как кажется.

Что касается самих грифов, то они могут быть не только цельными, но и склеенными из нескольких длинных реек, которые часто изготовляются из древесины разных пород. Практически во всех случаях гриф внутри имеет анкерный стержень, а иногда даже два. Кроме того могут быть вставки из углепластика, который не сведущие люди часто называют «графитом», или металла, предназначенные для повышения жесткости грифа. Можно много говорить о подобных хитростях и рассуждать об их целесообразности, но для музыканта это имеет мало значения. Важно только качество инструмента, а не то, как оно достигнуто.

По своей конструкции корпус бас-гитары тоже может отличаться, хотя обращают на это внимание не многие.
Во-первых, корпус может быть сплошным, то есть выполненным из сплошного массива древесины. Это вариант является наиболее проверенным и разумным.
Во-вторых, может иметь слои. В большинстве случаев сверху на массив из одной породы дерева наклеивается «топ» из другого дерева. Это отображается не только на внешнем виде инструмента, но и на его звучании. Но кроме варианта с двумя «слоями» могут быть и более многослойные, состоящие из трех, пяти, семи и т.д. слоев.
В-третьих, корпус бывает пустотелым или полупустотелым. В этом случае вариантов конструкции огромное количество. Влияние пустот на звук не всегда одинаково: в каких-то случаях пустоты корпуса будут сильно влиять на звук инструмента, в других – слабее. Но об одном можно сказать наверняка: благодаря пустотам бас-гитара может немного убавить вес. Это особенно важно, учитывая, что одним из главных недостатков бас-гитары является ее большая масса.

Большое количество инструментов со сквозным грифом имеют корпус, состоящий из двух половинок, которые приклеиваются по бокам центральной балки-грифа. Нет ничего удивительного, что такой корпус мало влияет на звук по сравнению с другими конструкциями.
Самым прогрессивным вариантом можно назвать конструкцию без традиционных колков и головки грифа, в которой струны закрепляются в верхнем порожке, а натягиваются на корпусе струнодержателем специальной структуры. Но такие надежные, удобные и замечательно звучащие инструменты не приобрели широкого распространения. Вызвано это в первую очередь, предвзятым отношением, причиной которому является обыденное традиционалистское мышление, лишенное всякого смысла, которое бытует среди музыкантов. Скажу даже больше: многие выносят приговор «безголовым» инструментам, даже ни разу к ним не прикоснувшись.

Мензура
Говоря о мензуре, мы имеем в виду теоретическое расстояние между верхним и нижним порожками, заложенное в конструкцию инструмента. Если говорить о практике, то в ладовых инструментах положение нижнего порожка регулируется, часто для каждой струны индивидуально. Следует заметить, что в таких случаях подстройка может потребоваться при каждой смене струн. По этой причине остановимся на «теоретической» величине.
Мензура для электрогитары чаще всего составляет 34”. Такой же стандарт используется в «классических» моделях бас-гитар фирмы Fender, хотя его придерживаются почти все. Но можно встретить и другие величины, от 30” до 36”. Бас-гитары, рассчитанные на детей, могут иметь мензуру и менее 30”.
Величина мензуры влияет напрямую на массогабаритные показатели инструмента. Если мензура короче, расстояние между ладами меньше, потому легче прижимать струны, так как они натянуты слабее, и это все при той же толщине струн и настройке инструмента. И на оборот. Некоторые музыканты выбирают варианты, которые соответствуют размерам их рук. Но кроме всего этого величина мензуры не слабо влияет на звук инструмента. Это утверждение можно легко проиллюстрировать простым экспериментом. Настоим струны, предположим, на полтона или тон ниже привычной настройки и затем зажмем их каподастром, соответственно, на первом или втором ладу. Теперь разницу можно не только услышать, но и ощутить.

Число струн и ладов
Количество струн бас-гитары может составлять четыре, пять, шесть, иногда семь, восемь и больше струн, а число ладов бывает от 19 до 24, а иногда и больше.
Самое главное – определиться с ролью бас-гитары в исполняемой музыке. Исходя из этого, нужно будет выбрать необходимый набор возможностей. Если бас-гитара исполняет только партию баса, то бишь нижний голос гармонии в соответствующем диапазоне нот, то оптимальным вариантом станет четырехструнный бас с обычным количеством ладов. Этого будет вполне достаточно. В крайнем случае, инструмент можно перестроить выше или ниже, поставив на него струны потоньше или потолще.
Но если бас-гитара занимает место на первом плане музыкального панно, заполняет большую часть аранжировки и часто исполняет соло, если в игре присутствует большое количество технически сложных пассажей и трюков, тогда необходим инструмент с расширенными возможностями в виде увеличенного количества струн и ладов.
Если говорить о практической ценности большого количества ладов (оно может превышать 30), то нельзя не упомянуть о двух факторах, которые сводят ее на нет. Во-первых, даже самые тонкие струны бас-гитары все равно достаточно толстые и на верхних ладах дают фальшь, которую практически никак нельзя компенсировать. Во-вторых, на верхних ладах басовые струны имеют звук, который напоминает звучание проволоки, и потому является бесполезным. В этом случае лучше взять ту же ноту на более тонкой струне, на более низких ладах, где длина звучащей части струны больше, а тембр естественнее. Вот почему соло лучше использовать бас-гитару с большим количеством струн. Но не стоит забывать, что с увеличением количества увеличивается и ширина грифа, что очень влияет на удобство игры: играть становится неудобно. Дальнейшее увеличение количества струн можно увидеть на совершенно другом инструменте, который называется «стик».

Безладовая бас-гитара (fretless) от традиционной ладовой бас-гитары (fretted) может отличаться не только отсутствием ладов, но материалом и формой накладки на грифе и специальными струнами. Это значит, что просто избавившись в жестокий способ от ладов на хорошем ладовом инструменте, скорее всего, получите не очень хороший бас, но зато безладовый.

Бортовая электроника
Самой важной частью всего электронного наполнения бас-гитары являются звукосниматели. Так было, да и сейчас это утверждение не потеряло своей актуальности и правдивости. У большинства бас-гитар имеются электромагнитные звукосниматели. В их конструкции существует огромное множество всевозможных вариантов, но состоят все они из катушек проволоки и магнитов. Не будем углубляться в особенности этих конструкций и пойдем дальше. Свойства, они же являются и недостатками, обычных электромагнитных звукоснимателей не являются для кого-то секретом. Они имеют небольшой уровень выходного сигнала, являются сборщиками всех помех, которые только можно было собрать (в меньшей степени это касается так называемых «хамбакеров»), окрашивают звук, страдают чувствительностью к нагрузкам (на звук влияют электрические параметры кабеля и входное сопротивление предусилителя). Но, не смотря на все это, такие звукосниматели не вышли из употребления и не выйдут, наверное, еще долго.
Активная электроника еще с давних пор встраивалась в бас-гитары. Сочетание звукоснимателя и предусилителя обычно имеет название активного звукоснимателя. Сам звукосниматель не является активным элементом, так как ничего не усиливает. Все активные, или усилительные, функции выполняет встроенный предусилитель, который часто скрыт в корпусе звукоснимателя. Подобные конструкции с чистой совестью можно назвать наиболее защищенными от помех. Именно поэтому они позволяют получить более ровную частотную характеристику звукоснимателя. Применение активной электроники дает возможность реализовать полноценный встроенный эквалайзер.
Некоторые считают, что активная электроника позволит зазвучать даже швабре с натянутыми на ней веревками. В какой-то мере это правда, ведь какие-то звуки можно будет издавать, но они едва ли будут пригодными для музыки. По крайней мере, звук будет лучше, чем изначально могла издавать швабра без активной электроники. Благодаря встроенному предусилителю звук может перегружаться и приобретать недостающие обертона, кроме того попутно компрессируется сигнал. Несомненно, что для плохого инструмента, на котором играет музыкант не лучше, это воспринимается как принципиальное улучшение звучания. Но хочу отметить, что хороший инструмент со свежими струнами сам по себе имеет более богатый тембр и ровный сустейн, тем более в руках знающего музыканта, который использует качественную обработку и усилители.
Чтобы активная электроника нормально работала, она должна получать достаточное питание. Практически всегда для этой цели используется одна или две девятивольтовые батарейки типа «крона», за исключением редких случаев, когда применяется питание от внешнего источника. Компрессия сигнала активной электроникой более вероятна при меньшем напряжении питания. Кроме того существует закон подлости, по которому батарейки «умирают» в самый неподходящий для этого момент.
Часто бас-гитара имеет встроенный эквалайзер. Это приспособление едва ли можно назвать необходимым в данном случае, особенно если учесть, что на басовом комбике или предусилителе басовой системы всегда есть эквалайзер. Но для тех, кто любит крутить ручки встроенного в инструмент эквалайзера во время игры, это может порадовать.
Благодаря применению активной электроники от инструмента можно получить практически любой выходной уровень и довольно низкое выходное сопротивление. Но если говорить о практической ценности «мегамощного» выходного сигнала бас-гитары, то она невелика. Включение инструмента непосредственно в линейный вход микшера нельзя назвать серьезным вариантом, это больше похоже или на вынужденный шаг от бедности, либо на обыкновенную скупость. Если подать высокий уровень сигнала на высокочувствительный инструментальный вход, это может добавить в звучание много ненужной грязи. Именно по этой причине некоторые «активные» звукосниматели оснащены не слишком высоким уровнем выходного сигнала. Это гарантирует безболезненную замену на них «обычных» звукоснимателей.
Бас-гитары могут также быть оснащены пьезоэлектрическими звукоснимателями, которые часто используются в дополнение к электромагнитным. Пьезоэлектрические звукосниматели встраиваются или в корпус инструмента, или в нижний порожек и требуют применения специального предусилителя.

Порожки и струнодержатель
Верхний порожек большей части бас-гитар не имеет никаких конструктивных особенностей. На некоторых инструментах можно встретить нулевой лад, который предназначен для сближения звучания инструмента на открытой струне и первом ладу и для обеспечения «правильного» расстояния между струной и первым ладом без необходимости точной подгонки глубины пропилов гребенки порожка. Некоторые инструменты оснащены регулируемым по высоте верхним порожком.
Большинство бас-гитар имеют фиксированный струнодержатель. Машинка с тремоло в ходе всей истории существования бас-гитар устанавливалась лишь на некоторые инструменты. Струнодержатель с нижним порожком могут быть раздельными, но могут и составлять вместе «машинку» как один функциональный узел. Некоторые инструменты имеют отдельный механизм для каждой струны. В ряде случаев может быть полезной возможность индивидуальной для каждой струны трехмерной регулировки положения порожков. Порожки могут быть не только металлическими, но и деревянными. Они имеют минимальные возможности регулировки. Стоит отметить, что такие порожки можно нередко встретить на эксклюзивных инструментах, хотя, казало бы, их стоимость позволяет на них установить любую самую дорогую машинку.

Способ крепления струн тоже имеет определенное, хоть и не большое, значение. Струны могут проходить через отверстия в машинке или струнодержателе, но такой способ крепления струн является самым неудачным, хотя и временем проверенным. В более «взрослых» конструкциях струны проходят через пропилы в струнодержателе. В этом случае не нужно протягивать длинные струны через отверстия, благодаря чему можно провести замену струн гораздо быстрее даже во время концерта. В случае с конструкциями без струнодержателя как такового, в которых струны проходят сквозь корпус, замена струн является более длительным процессом по сравнению с предыдущим вариантом. Однако они обладают замечательными звуковыми свойствами, что полностью перекрывает их недостатки.

Немного о дереве и других материалах
Может кому-то покажется, что материал, из которого изготовлен инструмент, имеет не такое уж и большое значение, если бас-гитара более или менее устраивает по звучанию, удобству игры и другим параметрам. Но, в сущности, качество использованных материалов само по себе играет практически определяющую роль. Производители серийных инструментов стараются сэкономить практически на всем, и делают это не только путем усовершенствования технологий, но и за счет снижения расхода, что часто предполагает исключение из конструкции более дорогих, высококачественных и дефицитных материалов. Такие меры в большинстве случае вынужденные, ведь если производитель сегодня не сэкономит, завтра он может просто разориться, чему мы можем найти массу примеров. Стоимость всех серийных инструментов одинаковая, но вот качество древесины, из которой изготовлены инструменты и которое определяет истинную ценность конкретного экземпляра, может быть разной в каждом случае.
Существует огромное количество пород дерева, которые используются для изготовления бас-гитар. Это могут быть как широко распространенные, так и экзотические, но распознать их может лишь специалист. Не будем останавливаться на наиболее часто используемых породах и их свойствах, это тема другой статьи. Но нужно сказать, что дерево любой породы делится на сорта (grade) в зависимости от равномерности цвета и текстуры, яркости рисунка, и ценится соответственно. К высшим сортам можно отнести лишь очень малую часть всех заготовок дерева, и чаще всего если они попадаются на выпускаемых крупными сериями инструментах, то это происходит по недосмотру. Качество дерева накладки грифа оценить проще, так как она всегда на виду. Наиболее распространенным недостатком является использование заведомо низкосортной древесины, которая годится разве что для изготовления ящиков для фруктов. Дерево, из которого изготовлен гриф, так же можно рассмотреть. Естественно, что косослой и сучки не являются достоинствами. Если корпус имеет прозрачное или полупрозрачное покрытие, то под ним можно что-то рассмотреть. Но на более дорогостоящих инструментах производители следят за тем, чтобы скрыть все недостатки, если они есть. Для изготовления «топов» используется свильеватая (волнистая) древесина с красивой текстурой, в большинстве случаев это клен. Наиболее часто встречаются рисунки типа «пламя» (flame) или «стёганка» (quilt), реже можно встретить рисунок типа «птичий глаз» (bird’s eye).
Существуют и другие текстуры, но из можно редко встретить (на заказных инструментах), так как с нестандартным деревом работать сложнее. Стоимость инструмента зависит от яркости выраженности рисунка и равномерности его распределения по всей поверхности корпуса: чем больше, тем дороже. Декоративные качества такого дерева обычно обозначаются некоторым количеством букв «А». Обычно их количество колеблется от одной до четырех: чем больше таких букв в обозначении, тем красивее и дороже дерево. Заготовку можно распилить так, чтобы раскрывая дощечки как книгу, рисунок текстуры одной половинки был зеркальным отражением другой. Такой способ называется bookmatch. Половинки затем в «раскрытом» виде склеиваются вместе по оси инструмента.

Толщина «топа» на корпусе может быть в полдюйма или в четверть дюйма. Он используется не только в декоративных целях, но также имеет влияние на звук бас-гитары. С точки зрения экономии толщину «топа» можно уменьшить до шпона (veneer), который посредством некоторых технологических ухищрений может быть наклеен на поверхность корпуса, вовсе не обязательно плоскую. Звуковые свойства шпона, конечно же, отличаются от «топа», имеющего нормальную толщину. Декоративные свойства шпона можно соотнести с картинкой, которая изображает несказанно красивую для соответствующего ценового диапазона текстуру дерева, наносимую на корпус инструмента.

Помимо дерева в конструкции бас-гитары используются синтетические и композитные материалы, такие как акрилл, углепластик, Luthite и другие. Достоинством этих материалов является меньшая чувствительность к изменениям температуры и отсутствие чувствительности к изменению влажности, возможности достижения стабильного качества в серийном производстве и легкость создания и тиражирования самых причудливых форм. Хотя «пластиковые» инструменты могут иметь вполне качественное звучание, большинство музыкантов отдают предпочтение в большинстве своем классике деревянных инструментов. Все «пластиковые» инструменты одной модели одинаковы.


 

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *